«Проснись, Нео… Ты увяз в Матрице…» - уверен, большинство из наших читателей вспоминает именно эти слова, когда речь заходит о виртуальной реальности, которая в действительности окружает всех нас от мала до велика.

Но мировая история знает далеко не только этот один пример размышлений на тему нереалистичности всего вокруг.

Например, Питер Уоттс в романе «Ложная слепота» подчеркивает, что «мы так и не смогли доказать себе, что реальность существует» .

Происходящее вокруг нас - иллюзия.

Мы решили разобраться, почему такие мысли вообще возникают .

Откуда взялись мысли о виртуальной реальности

Размышлять о виртуальной реальности, которая нас окружает, начали далеко не вчера и даже не в прошлом или позапрошлом веке - гораздо раньше.

С появлением индуизма тысячи лет тому назад возникло так называемое «покрывало Майи» - богини обмана. И эта же религия считает, что «все мы лишь снимся Будде» .

В конце 16 века Рене Декарт размышлял, что есть какой-то злой гений, который заставил нас думать, что все вокруг - это реальный физический мир. На самом же деле он лишь создал симуляцию, по которой мастерски расставил ловушки.

Раньше люди воспринимали мир как иллюзию из-за недостатка знаний и технологий, сегодня - из-за избытка.

Яркий современный пример - фильм «Начало» 2010 года режиссера Кристофера Нолана. В нем главный герой, которого играет Леонардо Ди Каприо, мастерски проникает в сны даже на несколько уровней вглубь. И их грань с реальностью постепенно стирается .

В прошлом году популярный западный журнал New Yorker писал, что вся Кремниевая долина сегодня озабочена идеей нереалистичности мира вокруг. И пара IT-миллиардеров уже успела профинансировать исследования по спасению человечества из «Матрицы».

Развитие виртуальной реальности сегодня переживает настоящий бум. И первую реалистичную симуляцию мира может очень скоро представить Марк Цукерберг вместе с Facebook и технологиями Oculus Rift. Но это может быть уже симуляция в симуляции…

Известный философ и трансгуманист Ник Бостром в 2003 году опубликовал работу «Мы живем в компьютерной симуляции?». В ее рамках он предположил, что наш мир - виртуальная реальность, которую придумала какая-то развитая цивилизация.

В данном случае он оперирует строением и работой человеческого мозга, который напоминает компьютер - набор электрических импульсов и здесь непрерывно перемещается между точками.

Ник предположил, что нечто подобное на определенном этапе развития технологий можно создать без привязки к биологическому организму. Достаточно просто сложной программы, которая эмулирует историческое развитие нашего вида.

«Мы и весь мир, который мы видим, слышим и чувствуем, существует внутри компьютера, построенного развитой цивилизацией» (Ник Бостром)

За всю историю планеты на ней жило около 100 млрд. человек и мозг каждого в среднем обрабатывал чуть больше 100 бит информации в секунду.

А для работы всего этого вместе с процессами во вселенной потребуется компьютер, который сможет ворочать 1090 бит даных в секунду. Это была бы очень мощная система, которая в 2017 году не снилась даже военным.

Но, если верить закону Мура, который утверждает, что вычислительная мощность при сохранении габаритов растет в два раза каждые два года, подобной производительности человечество сможет достичь уже через пару веков . Поэтому все реально.

Мы не знаем об окружающем мире практически ничего

Современная наука считает, что 99% Вселенной состоит из некой пустоты , которую еще называют темной энергией или темной материей.

«Темными» их называют не потому, что в них недостаточно света, а из-за того, что у современной науки о них практически нет хоть каких-то данных. Другими словами, мы не можем говорить что-либо о Вселенной хоть с какой-то уверенностью.

Что интересно, аналогичная Вселенной структура у того же человеческого мозга, а также атомов, из которых, как мы считаем, состоит все вокруг. Такая же неведомая нам структура.

Мы знаем только 1% Вселенной, человеческого мозга и атомов, поэтому не можем на 100% утверждать их реальность.

Ученые всеми силами пытаются доказать, что мы действительно живем в реальном мире - надо же осваивать гранты всеми возможными и невозможными способами.

Например, Крейг Хоган создал специальный голометр, который подтвердил, что все вокруг нас - это точно не двумерная голограмма, которая состоит из отдельный пикселей. Молодец.

Тем не менее, все это все еще не дает четкого представления об окружающем нас пространстве. Мы просто не видим, не можем потрогать или учуять носом большинство мира вокруг.

Мы самостоятельно придумываем реальность вокруг

Почти в каждом исследовании на аналогичную тему, которые наши коллеги-журналисты делали до этого, есть упоминания Платона и его «мифа о Пещере». Я решил не нарушать традиции, тем более в моих размышлениях он очень кстати.

Известный философ сравнивает людей как вид с узниками в крохотной пещере с небольшим отверстием в мир, через которое можно наблюдать происходящее вокруг.

Оно настолько маленькое, что в большинстве случаев человечеству удается рассмотреть лишь тени. А вот кому они принадлежат - это можно предположить только с помощью своей безграничной фантазии.

Большинство информации о мире вокруг - это выдумка нашего пытливого мозга, не более.

Даже наши сны кажутся нам реальностью, когда мы находимся внутри них. Поэтому нет большего жулика в этом мире , чем мы же сами - нас бессовестно обманывает наш же мозг.

Неизвестный ученый в рамках мыслительного эксперимента «Мозги в колбе» когда-то предполагал, если вытянуть мозг из черепной коробки, подключить к нему провода и посылать специальные электрические импульсы, его хозяин будет думать, что живет.

Примерно такой же принцип описывает все та же «Матрица». Только сценаристы этого фильма пошли немного дальше. Кроме электрических импульсов они сохранили и биологическую капсулу для жизни мозга - человеческое тело.

Где выход из Матрицы? И насколько глубока кроличья нора?

Практически все мы думаем, что у нас есть самая прямая связь с материальным миром, но это просто иллюзия, которую создает наш мозг.

Он без зазрения совести подкладывает нам модели материального мира, совмещая сигналы, поступающие от органов чувств, и наши ожидания - все это мы и осознаем как окружающий мир.

Если умножить все это на наше непонимание мира, прибавить сюда схожесть нашего мозга с компьютером далеко не самой высокой мощности (по крайней мере, для недалекого будущего), то получается, что мы вполне можем жить в простой симуляции.

«Или мы создадим подобные реальности симуляторы, или цивилизация погибнет» (Илон Маск)

Цитата выше - ответ на вопрос, хорошо это или плохо. Учредитель Tesla и SpaceX Илон Маск уверен, что нам было бы даже лучше , если бы все разговоры по поводу виртуальной реальности, которая окружает нас, были бы правдой.


Аргументы и факты за то, что нам мир является симуляцией и мы живём в матрице . Вы когда-нибудь задумывались над тем, что наш мир может быть внутри какого-то суперкомпьютера, который моделирует сотни миллиардов планет, Вселенных, разумных рас, а также поведение существ, Богов и привычные вещи. Он моделирует сознание и чувства, привычки и друзей. Абсолютно всё.

Поначалу это может показаться бредом и как сказал один из частых комментаторов на моём канале «за это раньше жгли на костре и подобные мысли считали ересью». Но ересь ли это? И для кого? Для людей, которые не хотят рассматривать альтернативные теории нашего мира это может быть полной чушью! Их устраивает быть центром мега-мира, они трясут своей уникальностью, словно огромным слитком золота, выставляя себя за аборигенов из древних времён, которые находятся на раннем этапе своего развития.

Я скажу так, если вы прочитаете некоторые труды Платона, то поймете, что теория о нереальности мира не является новой. Человечество не начало думать об этом, когда Голливуд представил миру трилогию Матрицы и другие фильмы, в основе которых лежит идея нереальности и программности мира. Киношники часто используют популярные идеи для своих фильмов. Но стоит отдать им должное, они смогли поднять обсуждение Матрицы на новый уровень и множество учёных принялись искать доказательства на Земле. А далее я приведу вам «Откровения», которые возможно, заставят вас взглянуть по-новому на теорию нереальности мира.

1. Современные компьютеры способны создавать симуляцию и моделирование различных событий. Даже ваш телефон способен на большее, чем ваш мозг. Он обрабатывает сотни или тысячи операций в секунду. Через несколько десятилетий компьютеры будут настолько мощными, что будут создавать симуляцию событий с использованием разумных существ, обладающих разумом и интеллектом и они не будут понимать, что находятся в симуляции. Вы в этом сомневаетесь?

2. Какой бы совершенной не была программа симуляции, в ней могут появляться ошибки, которые требуют исправления. Пожалуй, что нет такого человека, который не испытывал чувство, что эти события уже происходили и словно повторяются. О да, дежавю! Приведения, чудеса и другое непознанное в мире является программной ошибкой и многие понимают, что происходит какой-то бред, но боятся высказать своё мнение.

3. Вся наша Вселенная состоит из чисел, а компьютерные программы из чего? Догоняете? Даже имена Бога и Люцифера имеют числа. Числа играют ключевую роль в нашей жизни. Математика лежит в основе двоичного кода, с помощью которого написаны программы и та же симуляция и моделирование основано на этом. Если люди смогли создать симуляцию, то почему не смогли другие? Всё ещё сомневаетесь и считаете меня лжецом? Продолжаем!

4. Почему наша планета является планетой с практически идеальными условиями для жизни? Почему не Венера или Марс, почему люди на Земле? Мы далеко от Солнца, от радиации нас защищает магнитное поле Земли, у нас есть вода и еда, умеренный климат и много другого, словно искусственно созданного для идеальной жизни. Не слишком ли идеально? Ответ кроется на поверхности. Эти условия созданы в симуляции.


5. Теория о параллельных мирах и мульти-Вселенных. Логично же, что для своих симуляций и моделирования нашим создателям необходимо тестить различные варианты. Это как с обновлением программ, в том числе и на ваших гаджетах. Везде есть ошибки, которые необходимо исправлять и выпускать новую версию обновы. Миллиарды вариантов симуляций помогают в этом.

6. Земля находится практически в идеальных условиях! Но по логике, во всей Вселенной находятся миллиарды планет, которые являются как более младшими, так и более старшими нашей. Но человечество почему-то не обнаружило никаких разумных существ во Вселенной, что является довольно странным, учитывая размах космического пространства. В этом случае рождаются несколько теорий о том, почему мы не вышли на контакт с другими цивилизациями. Согласно первому варианту моделирования или симуляции, нас специально поселили вдали ото всех, чтобы понаблюдать как мы справимся с задачей в одиночестве. Сможем ли мы добрать до другим обитаемых планет или нет? И тут подключается теория о мульти-Вселенных, где находится разное количество обитаемых планет. Возможно, что в нашей мы одни, а в других Вселенных другое количество обитаемых планет. Могут быть и такие, в которых вообще нет признаков жизни, почему нет? Ну и последняя теория может заключаться в том, что в нас запрограммировали то, чтобы мы считали себя единственными во всей Вселенной, чтобы посмотреть что из этого получится. Сложно для понимания? По-моему нет, всё просто, как сам мир:-)

7. Давайте рассмотрим то, как Бог может вписываться во всё представление биомассы, которая является пищей для червей:-) Почему Бог должен быть обязательно чем-то, витающим в облаках, окружённый ангелочками? Разве программист не является тем же Творцом, который способен создавать миры и их обитателей? Хочет ли программист, чтобы мы были его рабами и служили ему? Как мы знаем на примере людей, все мы разные. Одни бескорыстны и им не нужно лишнее внимания, другие хотят поработить мир и сделать всех своими подданными. А может он и вовсе не хотел, чтобы о нём знали и его творения сами догадались о его существовании и придумали религию, в которых прописали якобы его желания. А как насчёт идеи создания мира за 7 дней. Думаю, что тут вообще не стоит ничего объяснять. Программисты являются трудоголиками, но иногда всё-таки отдыхают от своих цифр.

8. Что находится на краю Вселенной? И почему она растёт. Как многие знают, в игры дополняют различные модификации, уровни, обновления и игра способна вырасти из маленькой в огромную. А что если наши программисты постоянно работают над нашей Вселенной, улучшая и увеличивая её в размерах?


9. А что если симуляция многоуровневая и наши творцы являются другой симуляцией и так до бесконечности. Это похоже на идею искусственного интеллекта, который обучает сам себя и создаёт себе подобных. Знаете, что сейчас люди работают над подобной программой? Так ли теперь это фантастично звучит? Но если это бесконечная симуляция, где тогда истинные Творцы, Первородные, которые и создали всю эту большую игру?

10. А что, если все далёкие галактики в нашей Вселенной являются пустышками и сделаны для того, чтобы создать для нас иллюзию чего-то большого? А вдруг это просто декорации, как в голливудских фильмах. Снаружи красиво, а внутри планеты могут быть просто двоичным кодом и поэтому нам необходимо добраться до самых крайних уголков Вселенной, чтобы проверить это. Но к этому моменту, наши Творцы могут создать обновление и запустить в нашу симуляцию или просто стереть нам память.

Если вычислительная мощность увеличится достаточно, мы могли бы, в принципе, симулировать каждую частицу в целой Вселенной на протяжении всей ее истории. Если бы созданный нами компьютер был квантовым и мог поддерживать каждую отдельную частицу в неопределенном квантовом состоянии, то в нашей симуляции присутствовала бы квантовая неопределенность, присущая нашей Вселенной. И если бы эта симуляция дала бы жизнь планетам с жизнью, разумными существами на ней, смогли бы они понять, что живут в симуляции? Конечно же, найти ученых, которые скажут «нет», довольно просто. Например, Рич Терриль из NASA, говорит следующее:

«Даже вещи, которые мы считаем протяженными - время, энергия, пространство, объем - все имеют ограничения по размеру. И тогда наша Вселенная одновременно рассчитываема и конечна. Эти свойства позволяют Вселенной быть симулированной».

Но с физической точки зрения это может и не быть правдой. Квантовая неопределенность может быть реальной, но это вовсе не означают, что пространство и время квантуются или что энергия фотона может быть сколь угодно малой. Наблюдаемая Вселенная может быть конечной, но если вы включите ненаблюдаемую Вселенную, она может быть и бесконечной. Мы также используем всевозможные уловки, чтобы уменьшить вычислительную нагрузку наших моделей, но доказательства того, что Вселенная использует уловки такого рода, проявятся в экспериментах как «размытые» результаты на достаточно малых расстояниях, которые мы вообще не видим.

Хотя справедливо, что результаты теории информации часто появляются в области передовых исследований теоретической физики, это может быть и потому, что обе дисциплины подчиняются последовательным математическим отношениям. Некоторые аргументы - что в будущем можно будет легко имитировать разум, а значит будут и симуляции органического сознания, а значит и мы сами может быть симуляцией сознания - настолько хлипкие и не выдерживают критики, что грустно наблюдать их в качестве этих самых аргументов. К примеру, почему кому-то, кто может симулировать целую Вселенную, захочет вдруг симулировать сознание человеческого существа? Эта тема .


При ближайшем рассмотрении также выясняется, что эта теория слишком красиво дразнит воображение. Но все также она становится простым и изящным, но, увы, фальшивым объяснением сложных современных вопросов, что возникает вопрос, зачем тогда вообще нужна наука… если есть религия.

Что также примечательно, даже если вы найдете доказательства - скажем, в космических лучах - того, что пространство-время дискретно, это будет невероятным прорывом в наших знаниях о Вселенной, но не докажет гипотезу моделирования. На самом деле, нет никакого способа ее доказать; любые «глюки», которые мы найдем или не найдем, могут быть свойствами самой Вселенной… или параметрами, которые были помещены или подстроены создателями симуляции.

И мы не можем вынести научную оценку или оценить вероятность этой идеи, какой бы привлекательной она ни была. Часть привлекательности физики лежит в том, насколько она противоречит здравому смыслу, но также насколько мощным инструментом прогнозирования она является. Даже если мы действительно живем в симуляции, это не изменит наш процесс понимания и поиска основ законов природы, как они пришли к этому и почему фундаментальные константы имеют именно те значения, которые имеют. «Потому что мы живем в симуляции» не будет ответом на эти вопросы.

Виртуальность нашего мира - религия нашего времени

Аннотация

В последнее время популярно стала говорить о том, что наш мир может быть симуляцией. Снимаются видеоролики на эту тему, пишутся заметки. При этом утверждается, что, мол, виртуальность нашего мира доказывается наукой. В качестве доказательства приводятся некоторые наблюдаемые явления, которые сложно объяснить в рамках современной науки. А вот их объяснение с точки зрения, что наш мир виртуальный, дается очень просто. В большинстве случаев на сайтах выкладываются одни и те же утверждения с небольшой вариацией. Тема непосредственно связана с эзотерикой, такими понятиями как предопределенность, судьба и т.д. Поэтому заслуживает внимание на нашем сайте. Кроме того, как человек, который любит компьютерные игры и при этом занимается наукой автор сайта www. etzell . com не мог пройти мимо такой темы. Ниже дается анализ данному мировоззрению.

Введение

То, что мир может быть иллюзией, было известно еще древним философам и не только индийским. Конечно, они говорили не о симуляции, а о том, что все, что мы видим и слышим, есть иллюзия и рано или поздно (после смерти) «туман» спадет и откроется реальный мир. В основу их образа жизни и поведения лежала данная идея. Что же касается симуляции в самом прямом ее смысле, то первыми, кто об этом начал писать и говорить, были фантасты второй половины 20 века. С тех временем появились и философские направления. Стоит отметить также, что тема стала очень популярной после съемок таких шедевров как «Матрица», «13 этаж», «Темный город». На данный момент данная троица является лучшими фильмами про симуляцию и виртуальность нашего мира по моему мнению.

Рис. 1. Кадр из фильма "13 этаж". Симуляция мира имеет границы.

Рис. 2. Кадр из фильма "Матрица". Виден исходный код мира - "Матрицы".

Рис. 3. Кадр из фильма "Темный город". Симуляцию осуществляет развитая цивилизация.

В последние годы была широко популяризирована еще статья «Живем ли мы в компьютерной симуляции?» известного шведского философа Ника Бострома. В своей философской статье он приводит доводы о том, что наш мир является компьютерной симуляцией. Помимо его статьи в интернете гуляют заметки и статьи в стиле «10 научных признаков, что наш мир виртуален». Именно этим признакам и статье Ника Бострома посвящена данная заметка. Рассмотрим все это подробно.

Виртуальность нашего мира - философские принципы

Рис. 4. Боги древних всегда имеют человеческий или животный облик.

Человеку почти всегда было присуще приписывать кому-то или чему-то свойства, которыми он наделен. Хорошо иллюстрирует эту идею утверждение «Если бы кошки имели своего бога, они приписали бы ему ловлю мышей». Боги всех народов изначально имели человеческий или животный облик, а некоторые имеют таких богов и сейчас. Человек обладает интеллектом и разумом. Поэтому неудивительно, что он пытается приписать разумность и интеллект природе и окружающему миру с момента возникновения цивилизаций на Земле. После изобретения компьютеров, появилась и тема данной статьи, а естественно не раньше. Таким образом, с точки зрения изложенного, идея виртуальности мира - это некий взгляд на сущность мира нашей эпохи, обусловленной развитием компьютерной технологии. Поэтому эта очень субъективная точка зрения, в принципе, как и любое направление в философии. При этом она тесно связана с креационизмом или теориями конспирологии, так как логически из нее следует, что симуляцию, кто-то создал Бог или развитая цивилизация. Справедливости надо сказать, что некоторые философские учения древнегреческих философов воплотились в научные достижения современности. Поэтому уделим время некоторым закономерным выводам из данной идеи.


Рис. 5. Компьютерная игра в которой генерируются тысячи миров во Вселенной.

Рис. 6. Компьютерная игра "SKYRIM" в которой вы можете делать почти все, что захотите.

1) «Чтобы моделировать наш мир - нужны мощные вычислительные машины» - главный вывод данной философской идеи. Историю развития компьютерных игр я наблюдаю с 90-х годов и вижу, как быстро развивается графика и возможности в них. Сейчас есть игры с открытым миром («делай, что хочешь»), такие как серия «Elders Scrolls» или процедурно случайно создаваемая Вселенная с тысячи мирами в игре «No man"s sky». Нет сомнения, что в дальнейшем игры будут становиться все более похожими на наш мир. Вспоминается в этой связи также одна из первых серий сериала «Махабхарата», где Шантану (шах) играет со своим сыном Девавратой в настольную игру с костями и фигурками. Отец спрашивает о том, играют ли боги в кости? Сын отвечает, что да, но фигурами являются люди, а жребий кидает время.


Рис. 7. Кадр из фильма "Махабхарата", где сын рассказывает отцу о том как играют в кости Боги.

2) Второй вывод основан на том, что любая технология склона к сбоям. Любая техника не совершена, поэтому возможны «глюки», «подвисания». «Баги» могут быть редко наблюдаемыми и непериодическими аномальными явлениями. В нашем макромире в котором мы живем, все подчиняется законам ньютоновской механики, где многие макропроцессы сильно детерминированы. Любое отклонение от них в макромире может быть объяснено данной концепцией.

Рис. 8. Известный баг в игре Скайрим, когда на вашу свадьбу приходят трупы убитых NPC(персонажи). Чем вам не аномальное явление???

3) Резонным является вопрос о целях моделирования. Если следовать формальной логике, то можно предположить следующее. Если симуляция охватывает небольшие масштабы, такие как Солнечная система, то возможными целями являются: а) искусство, развлечение, хобби; б) научное исследование - компьютерное моделирование. Здесь предполагается, что создатели симуляции не сильно ушли в личностном развитии и их разум постижим. Поэтому симуляция полностью направлена на симуляцию человечества и для этого подобраны необходимые физические параметры, чтобы возникла жизнь или продолжала существовать на Земле. Здесь можно также говорить о том, что судьба каждого человека - это есть написанный сюжет, который каждый из нас должен пройти, решив некоторые квесты. Такая концепция очень похожа на сюжет в отмеченных трех фильмах выше.

Если же симуляция охватывает целую Вселенную, и человечество не является целью, то вероятно их технология опережает нашу на миллионы, а может и миллиарды лет. Поэтому глупо даже предполагать об их истинных целях, если они даже есть. Их разум для нас непостижим.

Остальные выводы, которые также приводятся на популярных сайтах о виртуальности мира, слишком субъективны и нелогичны, они противоречат друг другу.

Физический взгляд на мир

Физика изучает явления природы и дает научное объяснение многим наблюдаемым явлениям природы. Сторонники виртуальности мира приводят доводы, которые подтверждают данную концепцию по их мнению. Такие доводы можно разделить на следующие две части:

1) Квантовые явления

Здесь обычно речь идет о том, что есть явления, которые очень странно интерпретируются в рамках современной квантовой теории. Любят в этой связи упоминать эксперимент с двумя щелями и неопределенность в квантовом мире. Справедливости надо сказать, что в настоящее время есть много интерпретаций данных экспериментов в рамках научных теорий. Однако, общепринятой является так называемая копенгагенская интерпретация. Она действительно необычная для нашего привычного взгляда на мир. В целом можно выделить два шокирующих факта из квантового мира, которые пытаются применять к нашему макромиру, что само собой неверно.

Первым главным выводом квантовой теории является то, что миру присуще случайность или она в него «вшита», поэтому однозначно определить поведение частиц в микромире мы не можем, а можем указать некоторую вероятность их поведения и определить, где и когда она будет больше или меньше. Почему именно так фундаментально мы ответить не можем, а миримся с тем, что просто так устроен микромир. И это непривычно для нашего обыденного опыта и чувств. Обусловлено это виртуальностью или нет - дело веры каждого. В популярных статьях пытаются эту случайность привязать к макромиру, что является в корне неверным, так как это прерогатива микромира.

Рис. 9. Электроны или фотоны ведут себя как волны (распределяются) при фиксации на экране, а при измерении около одной из щелей, как частицы.

Второй вывод связан с тем, что определенные свойства частиц рождаются только благодаря их измерению. До измерения они пребывают в нескольких состояниях или в суперпозиции состояний . Эта концепция и вызывает разрыв шаблона. Электрон может быть тут и там, и даже на краю Вселенной. Однако после измерения имеет распределение в определенном месте (локализируется). В эксперименте с двумя щелями электрон (или фотон) проходит через две щели и ведет себя как волны, так как на экране фиксируется интерференционная картина (свойства волн). Для этого конечно проводят серию измерений на экране (фиксируют множество электронов). Как только пытаются произвести наблюдение за одним электроном, фиксируя датчик около одной щели, электрон ведет себя как частица (проходит через одну щель локализировано). Авторы не знакомые с физикой совсем, утверждают, что, это поведение микрочастиц есть прямое доказательство виртуальности мира. В компьютерных играх для уменьшения нагрузки на систему детально прорисовывается окружение, которое игрок непосредственно наблюдает. Остальные локации, либо вообще не прорисовываются, либо прорисовываются очень грубо. Как только, вы начинаете смотреть в другую сторону, компьютер прорисовывает детали в области, куда вы начинаете смотреть. Конечно, это философская интерпретация. Однако, очень интересная. С точки зрения современной квантовой физики, измерение - это взаимодействия классического прибора с квантовой частицей. Поэтому данное взаимодействие приводит к тому, что из всего множество квантовых состояний, частица приобретает одно определенное. Это в принципе и отражает копенгагенскую интерпретацию. Как говорят функция суперпозиции квантовых состояний частицы схлопывается или происходит редукция волновой функции. Почему именно так? Ответ тот же самый, так устроен мир. В этом объяснении есть также свои проблемы (причинность), которые здесь опускаются. Именно благодаря ним в теоретической физике появляются все новые теории, которые пытаются дать данному свойству суперпозиции состояний логический последовательный вид и избежать данных проблем. Обычно в таких теориях для сравнения любят использовать мысленный эксперимент с котом Шредингера. При взаимодействии с ящиком, где находится кот, с равной вероятностью кот может быть мертв или жив. Другими словами, изначально он находится во множественном состоянии - одновременно жив и мертв. Лишь после измерения (взаимодействия) он переходит в определенное состояние (жив или мертв). Это пример снова отражает копенгагенскую интерпретацию данного квантового явления. В этой связи популярна также более метафизическая теория, в которой считается, что после измерения кот переходит в одну из Вселенных. В одной из них он мертв, а в другой жив. Такая теория носит названия гипотеза о мультивселенных. Естественно проверить ее нет возможности. Стоит отметить, что люди, плохо знающие физику думают, что эта концепция применима и к нашему макромиру. Поэтому думают, что когда мы смотрим на предмет, мы его и создаем. До этого его просто не было. Или другой пример, где авторы указывают на то, что за домом может быть что угодно (множество состояний), однако мы видим, то к чему мы склонны и, к примеру, не видим бегемотов и слонов. Такие выводы физически неверны, так как принцип суперпозиции квантовых состояний относится к микромиру, в макромире он не имеет силу.


Рис. 10. Кот Шрединера в суперпозиции двух состояний - жив и мертв


Рис. 11. Ложки которой нет - кадр из фильма "Матрица".

2) Экзотичные современные физические теории

В настоящее время существуют множество загадок мира, которые наука еще не в силах однозначно и достоверно объяснить. Проблем хватает с микромиром, а также и с макромиром (темная материя, темная энергия и т.д.). Поэтому постоянно выдвигаются физические теории, которые пытаются решить данные проблемы. Некоторые из них являются весьма экзотичными. К примеру, есть теории, в которых мир создается многомерными колебаниями струн или суперструн, неких математических объектов. В других теориях мир является проекцией или голограммой и т.д. А некоторые известные физики теоретики в своих работах находят аналогию с работой компьютерных браузеров, таких как «Опера», «Мозилла» и т.д. С точки зрения психологии такие аналогии легко объясняются, так как современные ученые могут использовать неосознанно принципы работы компьютеров в своих теориях, а потом находить их и удивляться этому. В связи с этим надо иметь в виду, что сейчас существует много теорий, которые невозможно проверить экспериментально или как-то подтвердить. Я их называю «виртуальными» теориями. Большинство из них явно неверны и будут опровергнуты в будущем, а некоторые могут подтвердиться. Однако, в настоящее время нет никакой проблемы интерпретировать явления физики логически, а интерпретация, основанная на «виртуальности мира» является метафизической и философской. И она большей степени философская, чем гипотеза о мультивселенных.


Рис. 12. Абстрактное изображение мультивселенных и переходов между ними.

Главный вывод

Рис. 13. Сравнение размеров пространственных структур.

Идея виртуальности мира является чисто философской. Она очень красивая, но при этом сильно субъективная. Да, можно считать, что «квантованность» или зернистость пространства (10^-48м) аналогична пикселям из которых построены картинки в компьютерных изображениях. Предел скорости света или распространения сигналов с конечной скоростью во Вселенной - это ограничение, связанное с мощностью технологии симуляции. Набор определенных многомерных колебаний струн или других математических объектов в теории струн или суперструн соответствует исходному коду, на котором строится симуляция. Нет никакой суперпозиции состояний, просто при конкретных взаимодействиях система симуляции затрачивает большие или меньше мощности ресурсов. Однако, все это лишь философская интерпретация , которая никак не связана с физикой, математикой. Это некий взгляд на мир, который в большей степени метафизичен, чем современные общепринятые и проверяемые физические теории. Эта концепция возникла в наше время, когда виртуальные миры может посетить (поиграть) каждый из нас. Отмечу, что до нашей эры, представления о нашем мире и потустороннем были очень просты и для нашего понимания совершенно примитивны и курьезны. В раю вы живете в саду, не работаете совсем, и все удовольствие заключается в том, что вы едите национальную еду, совокупляетесь с молодыми девушками и т.д. Вариации были очень незначительными в удовольствиях. Земля стояла на трех китах и т.д. Для нас эти представления кажутся сейчас очень примитивными. Никакой технологии в виде телевизоров и компьютеров в раю древние философы не описывали. Аналогично возможно в будущем теория виртуальности мира покажется примитивной и смешной. Тем не менее, в настоящее время теория симуляции мира является лучшей религиозной концепцией. Она полностью отражает уровень развития нашего общества.

С уважением, Etzell

Наверняка вы задумывались о том, что окружающая действительность в чем-то похожа на компьютерную игру. Однозначных доказательств, что наша реальность является виртуальной пока нет, впрочем, как и доказательств обратного. Однако, «ЗА» эту, на первый взгляд, абсурдную идею, говорят некоторые странности строения нашего мира.
В 2003 году Илон Маск сделал обескураживающее заявление: мы находимся внутри компьютерной симуляции. Веским доводом, по его мнению, является то, что ещё 30 лет назад графика игр была на самом низком примитивном уровне, а сейчас – почти не отличить от реальности, а через 100 лет у человечества появится возможность смоделировать вселенную. А что если какая-нибудь суперцивилизация уже спрограммировала нашу вселенную и множество других, и в этих искусственных мирах стало возможным сделать свои виртуальные симуляции, и так бесчисленное количество раз. Тогда получается, что симулированных миров – миллиарды, а настоящая реальность – одна, и шанс оказаться в этой единственной истинной реальности — один к миллиарду. Вывод – мы живём в компьютерной симуляции.
Но давайте отойдём от этих абстрактных рассуждений и обратимся к фактам из жизни. Какие обоснованные аргументы есть в пользу устройства мира, как матрицы.
1. В нашей вселенной господствуют точные науки. Это говорит о том, что наш мир может быть описан при помощи цифрового кода.
2. Идеальные условия для зарождения и существования жизни. Расстояние до солнца (комфортный температурный режим), размеры и масса Земли (подходящая сила гравитации), и многие другие параметры как будто специально созданы для этого.
3. Человеку не доступна большая часть светового и звукового спектра. Возможно, именно там спрятано то, что нам не следует видеть и слышать (какие-то лишние детали, условные проводки или какой-нибудь мусор, всё то, что могло бы навести на идею о нереальности мира).
4. Религия. Возможно, эта вера в создателя, заложенное в нашу программу врождённо, или это ощущение, что «он есть» у нас присутствует на интуитивном уровне.
5. Противники концепции цифровой симуляции утверждают, что искусственный мир должен быть проработан с колоссальной точностью и детализацией, коей является наша реальность, а это невозможно. Но откуда нам знать, какая действительность на самом деле, может, она в разы более усложнённая, нежели наша. К тому же всё многообразие мира можно подробно не прорабатывать, в тех местах, куда игрок никогда не попадёт (далёкий космос), или там, куда он не смотрит в данный момент (эффект наблюдателя в микромире), что снижает нагрузку на мощность компьютера.
6. Почему мы одни во вселенной? Не наблюдается ничего, что указывало бы на существование разумной жизни в космосе. Может, он просто картинка?
Что будет если человечество вплотную приблизится к разгадке? Для нас ничего не изменится: выйти из симуляции мы не сможем, потому что являемся всего лишь строчками программного кода и наша реальность, это то, что транслируют в мозг органы чувств. Нас можно только выключить.